Изменение маршрутов в Казани с 1 мая 2013 года

Доклад председателя Комитета по транспорту А.К.Абдулхакова «О введении с 1 мая 2013 года новой маршрутной сети г.Казани» на аппаратном совещании 29 апреля 2013 г.

30 апреля истекает срок договоров с перевозчиками Казани на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, заключенных 6 лет назад. За этот период городской пассажирский транспорт Казани перешел на более высокий качественный уровень своего развития. Создана единая маршрутная сеть всех видов транспорта, сформированы единые требования к перевозчикам всех форм собственности, полностью обновлен подвижной состав, все автобусы оснащены бортовыми комплектами автоматизированной навигационной системы управления, высокими темпами развивается автоматизированная система оплаты проезда.

В течение ряда последних лет в связи с реконструкцией транспортной инфраструктуры, активным строительством новых станций метрополитена, транспортных развязок и дорог мы были вынуждены вносить временные изменения в схемы движения многих, особенно автобусных, маршрутов.

Учитывая, что в мае текущего года планировалось завершение большинства объектов, в ноябре мы провели конкурс на осуществление пассажирских перевозок по новой маршрутной сети, утвержденной постановлением Исполнительного комитета 4 октября прошлого года.

По сравнению с ныне действующей она не претерпела кардинальных изменений. По-прежнему в Казани пассажиров обслуживают 4 вида городского общественного транспорта. Остановлюсь более подробно на каждом из них.

Метро

В соответствии с Генеральным планом Казани предусматривается приоритетное развитие электрического транспорта, как наиболее экологически чистого и пассажироемкого.

В мае текущего года планируется ввод трех новых станций метрополитена в Авиастроительном и Московском районах. После ввода их в эксплуатацию длина первой линии метро увеличится с 11 до 17,2 км и будет состоять из 10 станций. Интервал движения электропоездов с учетом трех новых останется тем же, что и в настоящее время, т.е. 5 минут в часы пик. Ожидается, что пассажиропоток за счет этого увеличится почти в 2 раза, с 90 до 170 тыс. пассажиров в день.

В 2012 году приобретены 6 новых поездов метрополитена «Русич» (18 вагонов), которые проходят пуско-наладочные работы. В настоящее время на балансе МУП «Метроэлектротранс» находится 14 поездов на 47 вагонов.

Наземный электрический транспорт

Трамвайная и троллейбусная маршрутная сеть Казани образует радиально кольцевую систему. Трамвайным и троллейбусным транспортом обслуживаются все административные районы, однако большая часть маршрутов сконцентрирована в исторически сложившемся центре города.

С 15 мая будет изменена и упорядочена нумерация трамвайных и троллейбусных маршрутов: трамвай - с 1 по 6 маршрут; троллейбус - с 1 по 13 маршрут.

Информация по изменению нумерации размещена на официальных сайтах Комитета по транспорту и МУП «Метроэлектротранс», а также на транспортном сайте Казани. Также она будет доводиться через средства массовой информации. Надеемся, что это не создаст больших проблем для жителей города.

Трамвай

Будут функционировать 6 трамвайных маршрутов на 76 единиц подвижного состава.

Новая нумерация маршрутов, вводимая с 15 мая, выглядит следующим образом:

Трамвайный маршрут № 9

(«Ж/д вокзал – ул.Химическая»)

становится номером 1,

№ («Ж/д вокзал – Речной порт) - становится номером 2;

№ 11 («Ул.Халитова -9 микрорайон») – номером 4;

№ 13. («Ул.Халитова – Ж.м.Караваево») - номером 6.

Останутся без изменения номера маршрутов 3 («Ж/д вокзал – Борисково») и 5 («Микрорайон Солнечный город – Ж/д вокзал»). Маршрут №14 «Ул.Халитова – Ж.д.вокзал» - упразднен в связи с дублированием его маршрутом №5.

В течение 2012 года проводился ряд мероприятий по увеличению привлекательности трамвая для жителей города. Проведен капитальный ремонт трамвайных путей, контактной сети. В рамках строительства и реконструкции участков Большого Казанского кольца открыто движение нового трамвайного маршрута №5 «Ж.-д. вокзал – микрорайон «Солнечный город», позволяющего за 1 час проехать практически через весь город. Сегодня, несмотря на то, что пока на маршруте эксплуатируются старые вагоны с износом более 70%, популярность его у жителей города растет. Пассажиропоток по сравнению с октябрем прошлого года вырос с 12 до 16 тыс. пассажиров в день.

В перспективе, в соответствии с генеральным планом Казани, при наличии финансирования планируется организовать кольцевое трамвайное движение через микрорайон «Солнечный город» до ул.Авангардная и далее по маршруту через улицы Кулагина, Техническая, Тукая.

На сегодня, к сожалению, на пути следования данного маршрута есть проблемные участки, на которых часто возникают заторовые ситуации. Для решения данного вопроса рассматриваются варианты установки ограждения трамвайных путей, находящихся на одном уровне с проезжей частью. Весь

подвижной состав наземного электрического транспорта оборудован видеорегистраторами для обеспечения оперативного реагирования и разбора ДТП.

Планируется оснастить все остановки данного маршрута информационными видеотабло, позволяющими в реальном режиме времени представлять пассажирам, ожидающим трамвай, информацию о точном времени его прибытия. А в случае возникновения заторовых или других чрезвычайных ситуаций сообщать о фактическом времени задержек.

Для эксплуатации на данной линии в этом году будут приобретены 20 трех секционных трамваев с повышенными скоростными характеристиками. 15 апреля в Казань уже поступили первые два разукомплектованных трамвайных вагона (без тележек). Сегодня специалисты из Минска должны приступить к сборке и комплектации. После укомплектования и обкатки вагоны выйдут на линию. Согласно контракту последний трамвай должен поступить в Казань до конца III квартала.

10 трамваев, закупленных по федеральной программе субсидирования обновления подвижного состава, с 1 июля планируется эксплуатировать на маршруте «Ул.Халитова – 9 микрорайон», в новой нумерации это маршрут №4.

Троллейбусы

В новой маршрутной сети Казани предусмотрена работа 13 маршрутов на 159 единиц подвижного состава.

Так же, как и у трамваев, с 15 мая будет изменена нумерация маршрутов. Изменения коснутся только трех маршрутов. Маршрут № 17 (Сибирский тракт – Площадь Тукая) станет номером 2, № 20 (Глушко – Речной порт) – станет номером 3, № 21 (Речной порт - Глушко) – номером 5.

Без изменения останутся 10 маршрутов (№№ 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).

Троллейбусная сеть в Казани все прошедшие 5 лет продолжала развиваться. Велось активное строительство новых участков троллейбусных линий, и маршрутная сеть увеличилась на 49 км. Реконструировано 45 км контактной сети.

Открыто 3 новых троллейбусных маршрута (№1 «Горьковское шоссе – ул.Амирхана», №8 «Деревня Универсиады – Площадь Свободы» и №11 «Ул.Кулагина – Деревня Универсиады»).

По программе субсидирования обновления подвижного состава предусмотрено приобретение новых 30 троллейбусов, которые прибудут в Казань до 1 июля текущего года.

Автобусы

Маршрутная сеть автобусов также не претерпела кардинальных изменений. У 95% маршрутов схемы движения сохранились. С 1 мая 2013 года предусмотрена работа 70 маршрутов на 923 автобуса. Изменения внесены в схемы 6 маршрутов, введены 3 новых.

Автобусный маршрут №5 «ЦУМ - Вещевой рынок» следовал по улицам Фучика, Сахарова, проспекту Победы. После ввода в эксплуатацию транспортной развязки он пройдет по улицам Закиева, Глушко, проспекту Победы.

Аналогичная ситуация с автобусным маршрутом №18 «Северополюсная – переулок Дуслык», следовавшим по улицам Сахарова, Бигичева, переулку Дуслык, В новой маршрутной сети он пойдет по схеме: Закиева – Глушко – Бигичева - переулок Дуслык.

Схема движения автобусного маршрута №30 изменена по ул.Зорге в обоих направлениях, без заезда на ул.Мавлютова, из-за изменения организации движения на пересечении улиц Зорге и Гарифьянова

Также внесены изменения в схему движения автобусного маршрута №83 «Проспект Победы – площадь Тукая». Ранее он проходил по улицам К.Маркса и Батурина. По мере окончания строительства развязки Батурина – Набережная реки Казанки маршрут будет продлен до железнодорожного вокзала.

После сдачи в эксплуатацию транспортной развязки Ленинской дамбы схемы движения автобусных маршрутов №22 «Можайского – Ферма-2», и №89 «Сахарова – Гудованцева» будут восстановлены по прежней схеме движения по улицам К.Маркса, Батурина через КАИ.

Дополнительно разработаны 3 новых маршрута.

Маршрут №7 «Ленинградская – Футбольный стадион» обеспечивает связь Авиастроительного и Ново-Савиновского района с футбольным стадионом «

Казань–Арена» через улицы Ленинградская, Максимова, новая дорога.

Маршрут №95 «МКДЦ – Завойского» предназначен для обеспечения транспортного обслуживания МКДЦ, 18-й поликлиники, жителей микрорайонов Горки II,I.

Маршрут №65 «Советская площадь – Царицынский Бугор» был разработан и включен в маршрутную сеть после завершения работ по обустройству улично-дорожной сети, установки соответствующих технических средств организации дорожного движения.

В связи с малым пассажиропотоком на маршрутах №65 и 95 предусматривается эксплуатация автобусов малой вместимости.

Для транспортного обслуживания жителей жилого массива Мирный в направлении Горок возобновляется движение кольцевого автобусного маршрута №69а «Мирный – Советская площадь» на 9 единиц автобусов большой и средней вместимости.

К сожалению, на конкурсе в ноябре прошлого года 3 автобусных маршрута остались не востребованными перевозчиками. Несмотря на то, что мы еще дважды, в январе и в марте текущего года, выставляли их на конкурс, ситуация не изменилась.

Это маршруты: №52 «Давыдова - Арбузова», №57 «Химическая - Привокзальная», и №85 «Речной порт - Ферма-2».

Проведя мониторинг пассажиропотоков на данных направлениях, считаем, что отсутствие данных маршрутов не должно существенно затронуть интересы жителей, поскольку на пути их следования имеются параллельные автобусные и троллейбусные маршруты.

Маршруты №№ 57 и 85 не работают уже более года. По договоренности с перевозчиком до открытия транспортной развязки на Ленинской дамбе маршрут №52 будет работать по временной, укороченной схеме от ул.Арбузова до ул.Батурина.

К началу текущего года на маршрутах работали автобусы со сроком эксплуатации 5-6 лет. Их износ составлял около 80%. В связи с этим актуальным стал вопрос обновления подвижного состава автотранспортных предприятий. Поэтому одним из важнейших условий конкурса, прошедшего в ноябре прошлого года, было обновление не менее 50% подвижного состава автобусов к 1 мая текущего года.

Всего автотранспортными предприятиями законтрактовано 525 автобусов различной вместимости, в том числе 211 автобусов марки «НефАЗ», 257 автобусов марки «МАЗ», 57 автобусов марки «ПАЗ-3237». По состоянию на 28 апреля текущего года перевозчиками приобретено 448 автобусов, в том числе 189 автобусов «НефАЗ», 242 автобуса – «МАЗ», 17 автобусов – «ПАЗ-3237».

С 22 апреля на автобусном маршруте №98 «Ул.Толстого – Левченко» начата эксплуатация автобусов малой вместимости «ПАЗ-3237» в количестве 10 единиц, соответствующих всем предъявляемым требованиям, не имеющих ничего общего с привычными «ПАЗами». Новые машины соответствуют экологическим требованиям ЕВРО-3, двигатель, ходовая и автоматическая коробка передач импортного производства, низкопольные. Изменяемая высота бокового клиренса и откидной пандус позволяют обеспечить доступность проезда для мало мобильных групп населения.

С сегодняшнего дня на маршруты №4 «ДРКБ – Новая Сосновка» и №71 «Площадь Вахитова - Самосыровское кладбище» выйдут еще 7 новых автобусов «ПАЗ». Поступление следующей партии на 13 единиц планируется в середине мая текущего года.

Начиная с 2007 года весь подвижной состав автобусов работает под контролем автоматизированной системы диспетчерского управления, которая также позволяет обеспечить возможность информирования на двух государственных языках, в автономном режиме, без участия водителя. В рамках подготовки к Универсиаде все остановки городского пассажирского транспорта будут оборудованы информационными аншлагами на 3 языках с указанием названий и номеров маршрутов, времени начала и окончания работы и интервала движения по часам суток. Сегодня пройдут торги на изготовление и установку 161 павильона ожидания, в которых также предполагается разместить схему движения городского пассажирского транспорта. Срок выполнения работ согласно условиям договора установлен до 20-го июня.

С 27 апреля открыто движение автобусов по сезонным (садоводческим) маршрутам. В соответствии с договорами, заключенными в прошлом году по итогам конкурса сроком на 3 года, будут обслуживаться 10 маршрутов.

Информация о графиках их движения и тарифах размещена на официальном сайте Комитета по транспорту и Транспортном сайте Казани.

Подводя итоги сегодняшнего выступления, хочу отметить, что новая маршрутная сеть и новые договора с перевозчиками на обслуживание данной

сети, вступающие в силу с 1 мая, позволят городскому пассажирскому транспорту выйти на более высокий качественный уровень.

В соответствии с условиями конкурса на маршрутах Казани эксплуатируются модернизированные более комфортабельные низкопольные автобусы. Приобретая данные автобусы, мы отказались от использования механической коробки передач, что обеспечивает более плавный ход и безопасность для пассажиров. На сегодня Казань - единственный город в Российской Федерации, где доля таких автобусов составляет уже 85%, что обеспечивает необходимые удобства для передвижения пожилых людей и мало мобильных групп инвалидов. А в течение ближайших двух с половиной лет мы планируем довести количество таких автобусов до 100%.

Обязательной с 1 мая станет единая форма одежды для водителей и кондукторов. Продолжается рост поездок, оплаченных по безналичному расчету с использованием Автоматизированной системы оплаты проезда. Сегодня уже около 78% пассажиров оплачивают проезд транспортной картой, т.е. увеличение по сравнению с прошлым годом составило 2%. Количество пунктов пополнения увеличилось на 154 (с 529 до 683).

До конца II квартала планируется внедрение оплаты проезда через сотовый телефон с использованием NFC -технологий.

Значительным вкладом в развитие общественного транспорта станет ввод в эксплуатацию адаптивной АСУДД на 98 перекрестках, которая позволит обеспечить приоритетный пропуск общественного транспорта по наиболее загруженным улицам центра города.